Кайтсерфинг. Кайты. Эволюция надувных кайтов.

Эволюция кайтов.jpg

Многим людям приписывают заслуги в развитие кайтбординга, таким каким он является сейчас.  Начиная с George Pocock в 1980, который использовал  воздушный змей для буксировки тележки на суше и корбалей в воде, управляя с помощью 4-х стропной системы, до Corey и Bill Roeseler, создателей Kite Ski. Еще до того как 2 молодых безбашенных братьев французов с безумной идеей, страстью и видением того,  каким может стать этот спорт. Они сделали кайтбординг коммерческим и вывели его на тот уровень, на котором мы видим его сейчас и наслаждаемся им, катаясь  по воде, суше и снегу.

Bruno и Dominique Legaignoux с 10 летнего возраста были увлечены водными видами спорта и принимали участие в соревнованиях по парусным видам в Brittany (Франция).  Они выиграли национальный юниорский чемпионат French National Junior Dingy Sailing Championship в 1979 году и в свободное время ходили под парусом, серфили и катались на виндсерфинге. Bruno был настолько увлечен парусным спортом, что в 18 лет бросил колледж и стал профессиональным инструктором по парусному спорту.

Эволюция кайтов.jpg

Их интерес к парусам привел их к работе над прототипами парусов для гонок, в том числе к объемным выпуклым как крыло для создания подъемной силы.  Также братья Legaignoux экспериментировали с разнообразными корпусами и досками, но без особого успеха.  В 1984 во время Brest International Speed Week в Британии (Франция), они встретили Jacob Ladder, дизайнера катамаранов и Объединенного Королевства, который катался под буксиром 2-х стропного парафойла от Flexifoil.  В то же мгновение они поняли, что смотрят в будущее гонок под парусом и начали думать об использовании воздушных змеев. В то время требовалось 3 человека для того, чтобы запустить кайт. Они не перезапускались с воды и плохо шли на ветер, поэтому они сели и начали работать над решением этих проблем.

Эволюция кайтов.jpg

Bruno и Dominique собирались в кругосветное путешествие под парусами и в то же время начали работу над продвижением кайтов. Братья начали с того, что буксировали свою парусную лодку с помощью нескольких самодельных жестких карбоновых воздушных змеев 0.5м, а затем перешли к буксировке на лыжах или досках. Они быстро обнаружили, что за этими кайтами на водных лыжах было быстрее и проще выйти из воды, чем на доске.  Хоть они и думали, что кайты будут пользоваться популярностью для буксировки лодки, они решили начать с разработки кайтов, которые будут буксировать водные лыжи., доску или что-либо еще маленькое, легкое и быстрое. «В первый раз я пробовал кататься на лыжах за кайтом в 1984 году в Brittany (Франция)» - говорит Bruno. «Я не мог идти против ветра, но тем не менее я мог делать галсы на хорошей скорости и без больших сложностей».

Они пробовали подкладывать пену в разные части кайта, чтобы он сохранял плавучесть и мог перезапускаться с воды, но то не помогло. Братья составили список характеристик кайтов над которыми нужно было работать. Они хотели, чтобы кайты перезапускались с воды, стабильно летали и быстро управлялись. Они хотели простой, аэродинамичный  и прочный кайт для оптимизации характеристик и сокрашщения времени на ремонт.

Эволюция кайтов.jpg

   Им пришлось отложить кругосветку и направили энергию на тестирование и разработку кайтов, методом проб и ошибок. После месяцев им так и не удалось перезапустить кайты с воды, поэтому они решили перейти к использованию одного большого кайта. Они поняли, что большому кайту потребуется прочная тяжелая основа, для того чтобы держать форму. Поэтому они решили попробовать сделать кайт надувным и жестким. Bruno и Dominique пришли к вывод, что С – флорма сделает кайт жестким, стабильным и легким, но настоящим прорывом стало их открытие, что кайт с жестким надувным каркасом взлетает намного проще. Самый первый прототип кайта с надувным передним краем появился в октябре 1984 года. «Двустропный С-кайт без расстроповки требовал большое усилие на длинной планке и это было не практично.» - сказал Bruno. «Мы пробовали использовать блок, прикрепленный к трапеции, и стропу идущую от одного края купола к другому, но это было неудобно, так как приходилось сильно вытягивать стропу для того чтобы повернуть кайт.

Эволюция кайтов.jpg

Они сразу поняли, что стоят на пороге чего-то большого, они сразу оформили патент в США в 1985 году под названием  «Динамичное крыло, с надувным каркасом».  Это непонятное название стало отправной точкой от того, что мы имеем теперь. Это был кайт с надувным передним краем и надувными поперечными ребрами, формой похожий на кайт Wipika Classic, который будет выпущен только спустя 10 лет. Bruno и Domenique показали свое изобретение в 1985 году на  Brest International Speed Week и получили на граду за изобретательность.  Они смогли развить скорость только до 17 узлов во время мероприятия, но они вернулись в следующем году и обогнали большинство виндсерферов, развив скорость в 15 узлов при ветре в 10 узлов.

В 1985 году братья были убеждены, что этого нового спорта есть потенциал стать популярнее виндсерфинга, благодаря его небольшому, легкому и более дешевому оборудованию. Они знали, что смогут прыгать высоко и далеко, а также верили в то, что однажды кайт станет самым быстрым парусным спортом на планете. Важно помнить, что интернет в то время не использовался так широко. И было невозможно мгновенно обмениваться идеями, так как мы это делаем сейчас. Чтобы общаться с кем-то из США,  приходилось ждать пока письмо преодолеет Атлантику, а это 2-3 недели.

«Во время первых пяти лет, несколько людей проявили интерес к данной концепции, но никто не придавал большого значения форме кайта.» - сказал Bruno. « В то время индустрия виндсерфинга занимала прочную позицию в парусном спорте, каждый год продавалось около 400000 парусов. Виндсерф бренды зарабатывали хорошие деньги и не были заинтересованы в продвижении нового спорта. Для большинства людей мы были просто безумной парочкой. Мы даже не знали, как это назвать и использовали французское название planche à cerf-volant (windsurf kiting) или ski à cerf-volant (ski kiting). И так продолжалось до 1995 года, когда Manu Bertin предложил назвать это flysurfing, так что прошло много времени до того как появились названия kitesurfing и kiteboarding.»

Хотя Bruno и Dominique уже создали устраивающий их кайт, им потребовалось больше 10 лет, чтобы создать продукт, который можно было бы продать. «Больше 10 лет мы занимались созданием кайта и достижения его стабильности» - сказал Bruno. «Также мы искали новые возможные рынки для продажи кайтов например: dune jumping, спасение в море, маленькие судна и т.д. Мы знали, что будет сложно развивать новый спорт, когда индустрия виндсерфинга на столько сильна. Мы думали несколько раз забросить идею с кайтом, но прогресс с каждым годом становился больше и это заставляло нас продолжать.»

Эволюция кайтов.jpg

С 1991-1994 разработали и создали WIPICAT,  надувное судно, которое могло плыть под буксиром кайта. WIPICAT kite был площадью 8.5 м и летал на стропах длиной 6.5м и комплектовался надувным судном, на которое ложился спортсмен. Этот продукт не пользовался успехом. В то же время популярность виндсерфинга начала падать и некоторые виндсерферы стали интересоваться проектом Legaignoux. Manu Bertin связался с ними в конце 1994 и они отправили ему несколько кайтов на Гавайи. Кайты попали в руки Laird Hamilton и после этого дела начали быстро ускоряться, так как еще один известный гаваец заинтересовался в кайтинге.

Эволюция кайтов.jpg

К их разочарованию ни один существующий бренд не решился лицензировать их патент на кайт, поэтому братья оформили бренд Wipika (Wind Powered Inflatable Kite Aircraft) в 1995 году. В 1995 году Naish обратился к ним за лицензированием кайта. «Это был именно тот момент, когда все начало быстро происходить» - сказал Bruno. «Мы уже 13 лет занимались разработкой кайта, в то время как виндсерферы и парапланеристы только начали этим заниматься. После того как Naish стал лицензиатом, я спроектировал 60 кайтов для 8 разных брендов, которые хотели незамедлительно ворваться на кайт рынок.»

Немного позже Bruno начал экспериментировать с 4-х стропными кайтами без расстроповки. “После нескольких тестов, преимущество 4-х стропных кайтов было очевидно, но мы беспокоились о выводе 4-х стропных кайтов на общее обозрение слишком рано. Сейчас это кажется смешным, но мы считали, что 4 стропы покажутся слишком сложным для людей, которые не привыкли управляться с кайтами и стропами. Мы чувствовали более широкий ветровой диапазон на 4 стропном кайте, что также обеспечивало большую безопасность и это было основной причиной вывода этой системы на рынок.” Два года спустя они были обеспокоены сообщениями о  происшествиях и решили работать над лучшим сбросом тяги.

В 200 братья переехали в Доминиканскую республику, чтобы продолжить разработку кайтов с большим дипауэром. “Мы начали работать над концепцией BOW кайтов в 2000-2001” – сказал Bruno. «Мы переживали, что возможно не сможем получить патент на BOW, а если бы он оказался успешным, то потеряли бы отчисления с C-кайтов. Но мы продолжали двигаться вперед, потому что думали что BOW поможет сохранить жизни.» Они создали первый Bow kite в 2002 году, изменив Wipika Freeair, добавив расстроповку и изменив форму. Братья были очень удачливы и регистрировали разные патенты на концепцию Bow кайтов,  и в 2004 году был получен главный патент под названием «Крыло с отрицательным диэдр для буксировки нагрузки.» (Wing Having a Negative Dihedron for Towing a Load.)

Эволюция кайтов.jpg

 

Братья впервые продемонстрировали дизайн BOW кайта Takoon, компании c которой они были связаны. Bruno продвигал идею выпустить bow кайт как можно быстрее, но встретил противостояние. В середине 2004 года он решил представить эту идею другим брендам. И команда Cabrinha встретили идею с Bow кайтами с энтузиазмом. Takoon и Cabrinha выпустили на рынок свои первые Bow кайты в середине августа 2004 года и вскоре похожие кайты стали появляться у других брендов.

Когда мы спросили, чтобы он изменил, Bruno сказал. «Сложно было представить лучшее развитие спорта. Кайтинг стал самым быстрым парусным спортом, легким способом сёрфить по волнам и даже рассматривается его включение в Олимпийские игры. Я всегда думал, что кайтсерфинг получит более широкое использование, чем виндсерфинг в его лучшие годы. Мы только еще не нашли эффективный способ сделать этот спорт более доступным для широкой аудитории.»

Эволюция кайтов.jpg

Когда я разговаривал с Bruno, то он готовился к кругосветному плаванию, которое они отложили и занялись разработкой кайтов. «В 1984 мы отложили кругосветку и занялись кайтами. Наш план состоял в том, чтобы заработать немного денег и вернуться к походам под парусами. Но эти несколько лет растянулись на 20 с лишним лет. Время покажет, если я смогу завершить поездку в этот раз.»

 

Текст : Rick Iossy