История кайтинга


История привычного для нас воздухоплавания, начавшаяся с первых монгольфьеров в 1783-м, и продолжившаяся первыми аэропланами в 1903-м, гораздо короче истории кайтинга. Не смотря на то, что точных данных об изобретателях первых воздушных змеев не сохранилось, достоверно известно, что кайты поднимались в небо древнего Китая и островов Малайского архипелага более двух тысяч лет тому назад.

история кайтинга.jpg

Самое раннее письменное упоминание о воздушных змеях встречается в описании боевых подвигов генерала Хан Шина, принадлежавшего к китайской правящей династии Хан (206 год до нашей эры — 220 год нашей эры). В одном из военных походов он приказал разведчикам поднять в небо вокруг осажденного города воздушные змеи, и использовал их в качестве ориентиров при рытье подкопов и перемещении своих войск. Расчет оказался верным — точное знание расстояний позволило захватить противника врасплох и одержать победу.

история кайтинга.jpg история кайтинга.jpg

Активные экономические отношения между странами способствовали быстрому распространению воздушных змеев вдоль торговых путей, проложенных из Китая в Корею, Индию и Японию. В Корее они появились в период правления Трех Династий (4-645 год нашей эры). Во времена династии Силла (595-673 год нашей эры) войска генерала Жим Ю Сина отказались продолжать боевые действия против повстанцев из-за того, что с неба упала большая искрящаяся звезда. Солдаты сочли это очень плохим предзнаменованием. Чтобы восстановить контроль над армией, следующей ночью генерал поднял в воздух змея с закрепленным на нем пылающим шаром. Когда шар догорел, наблюдавшие за чудом солдаты были снова готовы к бою — ведь звезда вернулась на небо.

история кайтинга.jpg история кайтинга.jpg история кайтинга.jpg

В Японию воздушные змеи попали в седьмом веке. Их привезли монахи-буддисты, запускавшие змеев для отпугивания злых духов и увеличения урожая. В период Эдо (1603-1868 год) запуск воздушных змеев становится необычайно популярным из-за пристрастия к кайтам самураев. Правительство Эдо (сейчас это Токио) даже безуспешно пыталось препятствовать распространению этого увлечения, мотивируя свои действия тем, что “слишком многие отвлекаются от своей работы”.

В 1712 году вор по имени Какиноки Кинсуке воспользовался большим воздушным змеем для того, чтобы под покровом ночи подняться на вершину башни Нагойя. Он украл оттуда драгоценную чашу в форме двух золотых дельфинов. К несчастью для себя, Кинсуке открыто похвалялся своим “подвигом”, был схвачен и сварен в масле.

Первые свидетельства запусков воздушных змеев в Индии встречаются на миниатюрах эпохи Могола. Излюбленный сюжет этих рисунков — юноша, искусно направляющий своего змея с прикрепленным к нему письмом прямо в руки возлюбленной, стоящей на крыше своего дома. В те времена индийские девушки воспитывались в строгой изоляции от внешнего мира.

Известно, что в Микронезии на протяжении веков практиковалась рыбная ловля с помощью воздушных змеев. Ловушка (петля из толстой паутины) опускалась с помощью змея на поверхность моря в месте кормления морской щуки — саргана, и затягивалась на длинном носу этой рыбы.

Также глубока история кайтинга в Полинезии. Местная легенда гласит, что люди впервые увидели в небе змеев, когда два божественных брата, Тан и Ранго, вызвали друг друга на воздушную дуэль. Кайт молодого Тана запутался в ветвях дерева, и победителем стал Ранго, чей воздушный змей реял высоко в небе. С тех пор полинезиец, запустивший своего змея выше всех, достоин чести посвятить свою победу богу Ранго.

Легенда, связанная с воздушными змеями, фигурирует в малайских летописях 15-го века. Как-то раз Райан Ахмад, старший сын султана Малакки Махмуда, очень большим воздушным змеем, закрепленным на прочной рыболовной леске, сбил все остальные кайты. На следующий день он решил снова проделать это, но безуспешно. Не зная о высоком чине хулигана, Ханг Иса Панта натер трос своего маленького змея собранной в джунглях смолой и обсыпал его стеклянной крошкой. Когда стропы двух змеев встретились в воздухе, леска большего лопнула, и кайт Райана рухнул на землю.

история кайтинга.jpg история кайтинга.jpg

В конце 13-го века рассказы о воздушных змеях, благодаря Марко Поло, достигли Европы. Иллюстраторы тех лет изображали змеи в форме драконов или вымпелов, явно воспроизводя формы не способных взлетать объемных военных транспарантов римлян. Несколько позже, в 16-м и 17-м веках, европейцы, в первую очередь голландцы, открыли морской путь вокруг мыса Доброй Надежды, и начали торговать с Индией. Благодаря этому змеи малайского архипелага начали появляться в Европе. Их воспринимали, как восточную диковинку, большого влияния на культуру того времени они не оказали. Однако несколько позже, в 17-м и 18-м веках, воздушный змей стал настоящим двигателем прогресса в области естествознания. Для изучения физических явлений в атмосфере использовали кайт Бен Франклин и Александр Уилсон. Сэр Джордж Кейли, Сэмьюэл Лэнгли, Лоуренс Харгрейв, братья Райт и Александр Грэхем Белл своими экспериментами с воздушными змеями подготовили эволюцию аэроплана. Американское Государственное Бюро погоды использовало разработанные Лоуренсом Харгрейвом и Уильямом Эдди кайты для подъема в воздух метеорологического оборудования.

В 1822 году школьный учитель Джордж Покок смастерил коляску, которую тянули вперед работающие в паре воздушные змеи арочной конструкции на четырех независимых стропах. Этот “летучий шарабан” разгонялся до скорости 20 миль в час! С Покока не взимали дорожных сборов — ведь его коляска обходилась без лошадей.

В 1903 году, потратив несколько лет на исследования и эксперименты, в том числе и со змеями, братья Райт подняли в воздух первый пилотируемый летательный аппарат тяжелее воздуха — аэроплан. С его появлением воздушные змеи стали восприниматься исключительно как развлечение. В последующие двадцать пять лет в воздух поднимались только традиционные коробчатые, ромбические и треугольные змеи. Конец застою в развитии воздушных змеев положили Первая (1914-18) и Вторая (1939-45) Мировые Войны.

история кайтинга.jpg история кайтинга.jpg

Во время Первой Мировой Войны змеев стали использовать для подъема в воздух людей. В британских, французских, итальянских и русских войсках существовали оснащенные змеями подразделения воздушной разведки и сигнализации. Их актуальность резко упала с началом применения в боевых действиях аэропланов. Позже германские подводники стали использовать подобные змеи для увеличения зоны обзора со всплывшей субмарины. Во время Второй Мировой Войны на вооружении Военно-морских сил США уже стояли три типа воздушных змеев — барражирующий противоавиационный кайт Гэрри Соула, коробчатый спасательный кайт Джибсона-Гела и кайт целеуказания системы Пола Гарбера. Немцы по-прежнему поднимали дозорных с палуб подводных лодок, но теперь уже с помощью новейших кайтов с вращающимися крыльями, так называемых гиропланов.

После Второй Мировой интерес к воздушным змеям снова вырос. Это привело к двум величайшим изобретениям в области кайтинга — в 1948 году Рогалло сконструировал змея системы флексивинг, а в 1964 году Джелберт придумал кайт системы парафойл. Эти конструкции легли в основу дельтапланов и спортивных парашютов (соответственно). В 1972 году англичанин Питер Пауэлл создал популярную двухстропную пилотажную систему Стантер. Все это привело к тому, что общество стало воспринимать кайтинг не как детскую забаву, а как вид спорта. Как только стереотип “воздушный змей — игрушка для детей” был разрушен, множество взрослых (и детей) снова стали получать массу удовольствия, запуская на досуге воздушных змеев. Возрождение змеев в западном мире привело к тому, что странах Азии также оживился интерес к собственной богатой истории кайтинга.

история кайтинга.jpg история кайтинга .jpg история кайтинга.jpg

Вот некоторые интересные исторические даты:

1749 — Александр Уилсон использовал состав кайтов подъема аппаратуры регистрации температуры воздуха на различной высоте.

1804 — Джордж Кейли обосновал концепцию полета летательных аппаратов тяжелее воздуха и разработал дельтаплан, модифицировав традиционную арочную конструкцию воздушного змея.

1827 — Джордж Покок использует воздушные змеи для буксировки повозки.

1847 — Десятилетний Хомэн Уолш, запуская своего змея, помогает разработчикам подвесного моста над рекой Ниагара.

1893 — Ромбические змеи Эдди и коробчатые змеи Харгрейва используются для подъема инструментов во время проведения атмосферных исследований.

1899 — Братья Райт используют воздушные змеи для проверки своих расчетов при подготовке полетов первого аэроплана.

1901 — Гилермо Маркони использует воздушный змей для подъема на необходимую высоту передающей антенны при осуществлении исторического первого сеанса радиосвязи между Северной Америкой и Европой.

1902 — Французские войска используют воздушные змеи для подъема наблюдателей.

1903 — Братья Райт поднимают в воздух первый аэроплан.

1906 — Фотокамера, закрепленная на воздушном змее, позволяет провести высотную фотосъемку района землетрясения в Сан-Франциско.

1907 — Доктор Александр Грэхем Белл поднимает в воздух несущий человека составной кайт из 3000 секций в форме тетраэдра.

1919 — В Германии запускают составной кайт на высоту почти 10 километров.

1939-45 — Барражирующий противоавиационный кайт Гэрри Соула, коробчатый спасательный кайт Джибсона-Гела и кайт целеуказания системы Пола Гарбера используются во время Второй Мировой войны.

1948 — Фрэнсис Рогалло патентует конструкцию кайта системы Флексивинг. Эта конструкция стала предтечей дельтапланов и дельтовидных кайтов.

1964 — Домина Джелберт разрабатывает парафойл. Эта система стала основой конструкции современного парашюта-крыла и кайтов.

1972 — Питер Пауэлл создет популярную двухстропную пилотажную систему Стантер.

1978 — Кузухико Асаба поднимает в воздух одностропный состав из 4128 кайтов.

1989 — Кайтинг становится общепризнанным видом спорта с началом проведения национальных соревнований по фигурному пилотажу кайтов.